Общие требования к EDI-провайдерам в части электронных накладных
Положение о выдаче аттестата EDI-провайдера
Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь
Конкурентоспособность субъектов хозяйствования Республики Беларусь на внутреннем и внешнем рынках во многом зависит от соответствия национальных механизмов регулирования внутренней и внешней торговли международным стандартам и рекомендациям, опирающимся на долгосрочные тенденции развития технологий товарообмена.
Одной из таких тенденций является электронная торговля, в основе которой лежат технологии автоматической идентификации субъектов и объектов торговли, электронного обмена данными и автоматизации соответствующих бизнес-процессов. При этом, электронная коммерция обеспечивает охват всей логики взаимодействия участников хозяйственных операций в виде стандартизованных электронных сообщений и документов, сопровождающих бизнес-процессы: от заказа товара (услуги) до его отгрузки, доставки, учета и оплаты.
EDI (англ. Electronic data interchange — электронный обмен данными) – это серия стандартов и конвенций по передаче структурированной цифровой информации между организациями, основанная на определенных регламентах и форматах передаваемых сообщений. Основная задача EDI – стандартизовать обмен транзакционной цифровой информацией, обеспечить возможности программного взаимодействия компьютерных систем различных сегментов, организаций, предприятий. EDI в течение многих лет была и остается одной из наиболее распространенных форм осуществления электронной коммерции. (википедия)
Термин "Электронный обмен данными" с аббревиатурами ЭОД или EDI впервые нормативно закрепился в белорусском законодательстве в связи с введением механизма электронных накладных. Это, в первую очередь, относится к постановлениям Совета Министров от 09.07.2013 № 599 "О некоторых вопросах создания товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов" и от 07.03.2014 № 202 "О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156".
Примечание. Термин "ЭОД" или "EDI" как процесс обмена коммерческими данными и/или коммерческими документами не следует смешивать с понятием делового (ведомственного или т. н. офисного) электронного документооборота.
![]() |
В секторе В2В неверно воспринимать понятие «документооборот» как просто обмен документами и их регистрацию в качестве объектов учета в системе делопроизводства предприятия (например, ведомственный документооборот). |
![]() |
Стандартизованное определение ЭОД или EDI, как "электронного обмена данными, при котором осуществляются передача и получение структурированной информации согласно международным и национальным стандартам с использованием компьютерных технологий" приведено в государственных стандартах СТБ 2341-2013 "Электронный обмен данными. Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов. Формат и требования к созданию" и
СТБ 2353-2014 "Электронный обмен данными. Требования к операторам электронного документооборота", разработанных и введенных в действие в соответствии с поручениями правительства Республики Беларусь в части реализации порядка создания, передачи и получения электронных накладных.
Общие требования к EDI-провайдерам в части электронных накладных
Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов (электронные накладные) считаются созданными, если они подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) участников (грузоотправитель, грузополучатель) электронного обмена данными (EDI) в части товарно-транспортных и товарных накладных, переданы и получены через оператора (операторов) электронного документооборота (EDI-провайдера).
Передача и получение электронных накладных осуществляются EDI-провайдерами, резидентами Республики Беларусь, получившими в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота в части товарно-транспортных и товарных накладных (аттестат EDI-провайдера). Этот порядок определен как административная процедура – пункт 23.13 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 "Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие "Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций" Национальной академии наук Беларуси (Государственное предприятие "Центр систем идентификации") назначено уполномоченным органом (согласно Закону Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З "Об основах административных процедур") в части выдачи аттестата EDI-провайдера.
Информация об EDI-провайдерах, получивших в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота в части товарно-транспортных и товарных накладных, размещается в сети Интернет в Реестре EDI-провайдеров текущего раздела официального сайта Государственного предприятия "Центр систем идентификации".
EDI-провайдеры обязаны обеспечивать:
- соблюдение законодательства в сфере обращения электронных документов и ЭЦП;
- возможность круглосуточного и бесперебойного осуществления получения, передачи электронных накладных по телекоммуникационным каналам связи с использованием ЭЦП;
- наличие программно-аппаратных средств, расположенных на территории Республики Беларусь, и реализующих электронный документооборот в утвержденных форматах и порядке, установленном законодательством;
- функционирование электронного документооборота с использованием информационной системы, формирующей базу данных об участниках (грузоотправитель, грузополучатель) электронного документооборота, а также о созданных, переданных, полученных, измененных и (или) дополненных и хранимых электронных накладных;
- защиту и хранение информации об электронных накладных, формируемой информационной системой электронного документооборота, в том числе наличие системы резервного копирования, обеспечивающей сохранность информации и сведений об электронных накладных;
- круглосуточное предоставление налоговым органам информации об электронных накладных, а также иных электронных документах и сообщениях, необходимых для обеспечения создания электронных накладных, посредством удаленного доступа к информационной системе (системам) электронного документооборота.
Помимо перечисленных требований, EDI-провайдеры в части электронных накладных обязаны соблюдать требования и порядок взаимодействия участников ЭОД и иных пользователей, изложенные в «Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений», утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси от 17.04.2014 № 22/4 и в СТБ 2353-2014 «Электронный обмен данными. Требования к операторам электронного документооборота».
Положение представляет собой методическое руководство по реализации административной процедуры выдачи аттестата оператора электронного документооборота в части товарно-транспортных и товарных накладных (EDI-провайдеров) в соответствии с пунктом 23.13 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
Положение устанавливает перечень и последовательность выполнения организационных мероприятий с целью обеспечения единообразного исполнения требований законодательства (нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов) в части электронных накладных на основе Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» от 28 октября 2008 г. № 433-З.
№ пп | Наименование организации, юридический адрес, телефон, факс, е-mail |
Регистрационный номер | Дата выдачи | Срок действия | Сведения о выданных дубликатах аттестата |
1 |
ООО "Современные технологии торговли" |
BY001/4814920900007 | 31.10.2017 | 30.10.2018 | |
2 |
ООО "Электронные документы и накладные" |
BY002/4819001510007 | 23.06.2017 | 22.06.2018 | |
3 |
ООО "Информационные производственные архитектуры" |
BY003/4819005620009 | 11.10.2017 | 10.10.2018 | |
4 |
Республиканское унитарное предприятие "Издательство "Белбланкавыд" |
BY004/4814130900002 | 07.12.2017 | 06.12.2018 |
Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы применения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов
- Постановление Совета министров Республики Беларусь от 9 июля 2013 г. №599 "О некоторых вопросах создания товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов"
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2014 г. №202 "О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156"
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси от 17 апреля 2014 г. № 22/4 "Об утверждении Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений и установлении формы удостоверительной надписи на форме внешнего представления товарно-транспортных и товарных накладных, созданных в виде электронных документов, на бумажном носителе"
- СТБ 2341-2013 "Электронный обмен данными. Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов. Формат и требования к созданию"
- СТБ 2353-2014 "Электронный обмен данными. Требования к операторам электронного документооборота"
Дополнительные нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы идентификации и электронного обмена данными
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748 "О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь"
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2005 г. № 862 "О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748"
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2006 г. № 1152 "О научно-методическом обеспечении внедрения товарной нумерации и использования передовых технологий идентификации и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь"
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2011 г. № 1116 "О применении межведомственной распределенной информационной системы "Банк данных электронных паспортов товаров"
- ТКП 208 - 2009 "Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Система автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Основные правила организации и функционирования"
- СТБ 2336 - 2013 "Электронный паспорт товара. Общее описание. Структура и форматы данных"
- СТБ 2347 - 2013 "Автоматическая идентификация. Система автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Унифицированные форматы маркировки товаров"
- СТБ П 2359 - 2014 "Электронный обмен данными. Часть 1. Формат сообщения "Каталог" (PRICAT)"