Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов и EDI-провайдеры

Что такое EDI

Общие требования к EDI-провайдерам

Реестр EDI-провайдеров

Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь


Что такое EDI


Конкурентоспособность субъектов хозяйствования Республики Беларусь на внутреннем и внешнем рынках во многом зависит от соответствия национальных механизмов регулирования внутренней и внешней торговли международным стандартам и рекомендациям, опирающимся на долгосрочные тенденции развития технологий товарообмена.

Одной из таких тенденций является электронная торговля, в основе которой лежат технологии автоматической идентификации субъектов и объектов торговли, электронного обмена данными и автоматизации соответствующих бизнес-процессов. При этом, электронная коммерция обеспечивает охват всей логики взаимодействия участников хозяйственных операций в виде стандартизованных электронных сообщений и документов, сопровождающих бизнес-процессы: от заказа товара (услуги) до его отгрузки, доставки, учета и оплаты.

EDI (англ. Electronic data interchange — электронный обмен данными) – это серия стандартов и конвенций по передаче структурированной цифровой информации между организациями, основанная на определенных регламентах и форматах передаваемых сообщений. Основная задача EDI – стандартизовать обмен транзакционной цифровой информацией, обеспечить возможности программного взаимодействия компьютерных систем различных сегментов, организаций, предприятий. EDI в течение многих лет была и остается одной из наиболее распространенных форм осуществления электронной коммерции. (википедия)

Термин "Электронный обмен данными" с аббревиатурами ЭОД или EDI впервые нормативно закрепился в белорусском законодательстве в связи с введением механизма товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов (далее – ЭТТН и ЭТН).

Примечание. Термин "ЭОД" или "EDI" как процесс обмена коммерческими данными и/или коммерческими документами не следует смешивать с понятием делового (ведомственного или т. н. офисного) электронного документооборота.

alt

В секторе В2В неверно воспринимать понятие «документооборот» как просто обмен документами и их регистрацию в качестве объектов учета в системе делопроизводства предприятия(например, ведомственный документооборот).
В случае коммерческого документооборота объектом становится не сам документ, а его данные, которые автоматически изымаются из разных сопровождающих поставку товара (услуг) документов или систем и которые автоматически обрабатываются без ошибок, неизбежных при ручном вводе и обработке.

alt

Стандартизованное определение ЭОД или EDI, как "электронного обмена данными, при котором осуществляются передача и получение структурированной информации согласно международным и национальным стандартам с использованием компьютерных технологий" приведено в государственном стандарте СТБ 2353-2014 "Электронный обмен данными. Требования к операторам электронного документооборота", разработанном и введенном в действие в соответствии с поручениями правительства Республики Беларусь в части реализации порядка создания, передачи и получения ЭТТН и ЭТН.


Общие требования к EDI-провайдерам


В соответствии с п. 1.5. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 "О функционировании механизма электронных накладных" ЭТТН, ЭТН считаются созданными, если они подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) в установленном порядке, переданы и получены через оператора (операторов) электронного документооборота (EDI-провайдера).

Передача и получение ЭТТН и ЭТН осуществляются EDI-провайдерами, резидентами Республики Беларусь, получившими в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота (аттестат EDI-провайдера). Этот порядок определен как административная процедура – подпункт 4.1.1 "Получение аттестата оператора электронного документооборота (EDI-провайдера), обеспечивающего передачу и получение электронных накладных, а также в виде электронных документов транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза" Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 "Об административный процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования".

Научно-инженерное республиканское унитарное предприятие "Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций" Национальной академии наук Беларуси (Государственное предприятие "Центр систем идентификации") назначено уполномоченным органом (согласно Закону Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З "Об основах административных процедур") в части выдачи аттестата EDI-провайдера.

Информация об EDI-провайдерах, получивших в установленном законодательством порядке аттестат оператора электронного документооборота в части ЭТТН и ЭТН, размещается в сети Интернет в Реестре EDI-провайдеров текущего раздела официального сайта Государственного предприятия "Центр систем идентификации".

EDI-провайдеры обязаны обеспечивать:

  • соблюдение законодательства в сфере обращения электронных документов и ЭЦП;

  • возможность круглосуточного и бесперебойного получения, передачи ЭТТН и ЭТН, а также транспортных и иных документов по телекоммуникационным каналам связи;

  • наличие программно-аппаратных средств, расположенных на территории Республики Беларусь, с использованием которых осуществляется электронный документооборот в утвержденных форматах и порядке, установленных законодательством;

  • функционирование электронного документооборота с использованием информационной системы, формирующей базу данных об участниках электронного документооборота (грузоотправитель, грузополучатель, автомобильный перевозчик), об ЭТТН и ЭТН, а также транспортных и иных документах;

  • защита и хранение информации об ЭТТН и ЭТН, а также транспортных и иных документах, формируемой информационной системой электронного документооборота, в том числе наличие системы резервного копирования, обеспечивающей сохранность данной информации;

  • круглосуточное предоставление налоговым и таможенным органам на безвозмездной основе информации об ЭТТН и ЭТН, а также транспортных и иных документах посредством удаленного доступа к информационной системе электронного документооборота;

  • наличие аттестата оператора электронного документооборота (далее – аттестат), полученного в порядке, установленном законодательством об административных процедурах;

  • подключение в качестве участника электронного документооборота к системе электронного документооборота на основании гражданско-правового договора с другим (другими) EDI-провайдером(ами) для создания, передачи и получения ЭТТН и ЭТН и (или) транспортных и иных документов, если EDI-провайдер выступает в качестве грузоотправителя, или грузополучателя, или автомобильного перевозчика. Указанное требование не распространяется на республиканские юридические лица, подчиненные государственным органам (входящие в их систему) либо входящие в состав государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

  • работоспособность информационной системы электронного документооборота EDI-провайдера в части взаимодействия с Министерством по налогам и сборам по представлению сведений, подлежащих контролю и (или) включению в ПК СПТ.

Реестр EDI-провайдеров


№ пп Наименование организации,
юридический адрес,
телефон, факс, е-
mail
Регистрационный номер Дата выдачи Срок действия Сведения
о выданных
дубликатах аттестата

1

ООО "Современные технологии торговли"

220084, г. Минск, ул. Академика Купревича, д. 1, корп. 2, пом. 302
тел. +375 17 336-88-77, +375 29 336-88-77
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY001/4814920900007 28.04.2023 c 01.05.2023 по 30.04.2024
2

ООО "Электронные документы и накладные"

220036, г. Минск, пр-т Жукова, д. 29, пом. 14, этаж 13
тел. +375 44 500-31-31
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY002/4819001510007 23.03.2023 22.03.2024
3

Республиканское унитарное предприятие "Производственное объединение "Белоруснефть"

246003, г. Гомель, ул. Рогачевская, 9
тел. +375 232 79-39-39
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY005/4819006780009 10.04.2023 c 13.04.2023 по 12.04.2024
4

Общество с ограниченной ответственностью "Бидмартс"

220125, г. Минск, пр-т Независимости, 181-7Н, каб. 37
тел. +375 29 617-30-09
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY006/4819024140007 07.03.2024 с 11.03.2024 по 10.03.2025
5

ООО "ЮрСпектр"

220141, г. Минск, ул. Ф.Скорины, 40, ком.328
тел. +375 17 308-28-28
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY007/4819024070007 12.05.2023 с 13.05.2023 по 12.05.2024
6

Республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь"

220004, г. Минск, ул. Кальварийская, д.17
тел. +375 17 229-22-10
е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY008/4819237330004 06.10.2023 05.10.2024
7

Общество с ограниченной ответственностью "МетаЭра"

220088, г. Минск, ул. Пулихова, д.31/1-1н, пом.14,
тел.: +37544 533-09-11, е-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

BY009/4819396910000 04.12.2023 03.12.2024

Разъяснения


Дата размещения: 1 сентября 2022 года

Утверждено приказом ГП "Центр систем идентификации" от 26.08.2021 № 01-04/22 (в редакции, утвержденной приказом от 31.08.2022 № 01-04/22) (согласовано МНС 18.08.2022. № 8-210/34922 и 25.08.2022 № 8-2-10/35170)

Разъяснение по правилам формирования субъектами хозяйствования идентификационных номеров ограниченной циркуляции для использования в товарно-транспортных накладных в виде электронных документов и товарных накладных в виде электронных документов

1. Субъекты хозяйствования, обладающие правом использования зарегистрированных в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее - ePASS) международных идентификационных номеров участников хозяйственной операции (глобальных номеров расположения – Global Location Number (GLN), присвоенных системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси, могут самостоятельно формировать идентификационные номера ограниченной циркуляции в формате GTIN-13 (Restricted Circulation Number, RCN) без внесения в ePASS описания идентифицируемых объектов, которые подлежат обязательному указанию в товарно-транспортных накладных в виде электронных документов и товарных накладных в виде электронных документов (далее – ЭТТН и ЭТН), для идентификации:

  • категорий (видов) сырья, материалов, основных средств, перемещаемых между структурными подразделениями субъекта хозяйствования;
  • имущества, бывшего в употреблении, при его разовой реализации;
  • имущества, перемещаемого в случаях, не связанных с реализацией (при отсутствии у перемещаемых объектов международных идентификационных номеров товаров (глобальных номеров торговых единиц – Global Trade Item Number (GTIN)).

2. GTIN ограниченной циркуляции формируется на основе действующего, зарегистрированного в системе ePASS, международного идентификационного номера участника хозяйственной операции (глобального номера расположения – Global Location Number (GLN)), присвоенного системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси. Если GLN организации прекращает свое действие в системе ГС1 Беларуси, то и все GTIN ограниченной циркуляции, сформированные на его основе, также становятся недействительными.

3. GTIN ограниченной циркуляции является числом из 13-ти цифр, состоящим из трёх частей. Первая часть – префикс субъекта хозяйствования (8 цифр), вторая часть – уникальный номер категории (вида) объекта идентификации (4 цифры) и третья часть – контрольная цифра.

4. Префикс субъекта хозяйствования неизменен для всех GTIN ограниченной циркуляции конкретного субъекта хозяйствования, идентифицированного конкретным GLN. Префикс формируется следующим образом:

  • из действующего, зарегистрированного в системе ePASS, GLN субъекта хозяйствования выделяются 6 цифр, которые следуют сразу за национальным префиксом "481";
  • слева от выделенных 6-ти цифр дописывается число 29.

Например:

  • для организации с GLN 4810027900001 префиксом GTIN ограниченной циркуляции будет число 29002790;
  • для организации с GLN 4810027910000 префиксом GTIN ограниченной циркуляции будет число 29002791;
  • для организации с GLN 4819028040006 префиксом GTIN ограниченной циркуляции будет число 29902804.

5. Уникальный номер категории (вида) объекта идентификации формируется субъектом хозяйствования по собственным правилам в пределах от "0000" до "9999".

Например:
0000 - стул офисный;
0001 - шкаф трехдверный;
0105 - набор инструментов слесаря-ремонтника №5;
0128 - комплект масок защитных, 100 штук;
1015 - комплект сырья и материалов для изготовления партии (100 штук) матрацев арт. 56565.

6. Контрольная цифра может быть определена на сайте https://www.gs1.org/services/check-digit-calculator, или вычислена по алгоритму, который описан здесь: https://gs1md.org/ru/definirea-cifrei-de-control.

8. Примеры сформированных GTIN ограниченной циркуляции для субъекта хозяйствования с GLN 4810027900001:

2900279000009 - стул офисный;
2900279001051 - набор инструментов слесаря-ремонтника №5;
2900279001280 - комплект масок защитных, 100 штук;
2900279010152 - комплект сырья и материалов для изготовления партии (100 штук) матрацев арт. 56565.

EDI-провайдеры могут проверять правомерность использования грузоотправителем GTIN ограниченной циркуляции в системе ePASS при помощи SOAP-вебсервиса "GetCheckGTIN29". Этот сервис получает GTIN ограниченной циркуляции, проверяет правильность его структуры, правомерность использования этого идентификатора и отдает сообщение, которое подтверждает правомерность использования GTIN ограниченной циркуляции, или опровергает его.


Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь подготовлены пошаговые алгоритмы по внедрению электронных накладных:

1. Пошаговый алгоритм действий предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию молочной продукции, по внедрению электронных накладных.
2. Пошаговый алгоритм действий предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке и (или) прослеживаемости (за исключением молочной продукции), по внедрению электронных накладных.


Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы применения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов



Дополнительные нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы идентификации и электронного обмена данными



Вы здесь: Штриховое кодирование </br>и электронный бизнес Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов и EDI-провайдеры